Гибель «Пахтакора». Трагическая случайность и человеческий фактор

В этом году, в августе, миновало уже тридцать девять лет со дня страшной трагедии в небе над Днепродзержинском. Столкнулись два ТУ-134А. В общей сложности погибли сто семьдесят восемь человек – девяносто четыре, находившихся в одном самолете, и восемьдесят четыре - в другом. Эта катастрофа ТУ-134 считается самой крупной по числу жертв в истории СССР и Украины среди всех столкновений самолетов в воздухе. Несмотря на то что прошло уже почти сорок лет, и проведены соответствующие расследования, вокруг той трагедии до сих пор ходят разные слухи и даже конспирологические теории. Основываются они, в том числе, на том факте, что катастрофа замалчивалась в советских СМИ и стала широко известна, в общем, лишь потому, что на одном из самолетов находились семнадцать представителей футбольной команды «Пахтакор». Но на самом деле попытка сокрытия факта такой масштабной катастрофы не является чем-то из ряда вон выходящим для Советского Союза. Так поступали практически всегда, но не всегда из некой приписываемой власти злонамеренности или из-за неких секретов. Зачастую руководствовались банальным желанием не сеять негатив и панику. Другой вопрос, верен ли такой подход. Но сейчас не об этом. 

Чушь собачья

Среди всевозможных версий из числа генерируемых диванными конспирологами были и такие, которые вообще можно смело относить к разряду «собачья чушь». И мы не будем на них подробно останавливаться. Тем более что они так и остались на уровне кухонных разговоров и пересудов на болельщицких тусовках в парках и скверах. Даже самые отчаянные любители нагнать жути не выносили подобное в публичную плоскость в виде сколько-нибудь серьезных рассуждений. За все тридцать лет. Чтобы было понятно, о чем речь, можно просто вспомнить, к примеру, что некоторые граждане на подпитии могли в какой-нибудь стекляшке таинственно намекнуть: мол, неспроста все это, «Пахтакор» пел, как танк к чемпионству, вот его и… Вот такой конспирологический уровень. Подобная психология довольно точно и полно описана в известной песне Владимира Высоцкого «Канатчикова дача». И, собственно, о подобных версиях – все. 

Сбили из-за секретности 

Однако есть одна конспирологическая версия, которая не просто стала популярной у части футбольных болельщиков и даже отдельных футбольных специалистов, но и попала в СМИ. Так, канал «Россия» показал документальный фильм о гибели «Пахтакора», и в этом самом фильме вдова второго тренера той команды Идгая Тазетдинова – Алла, рассказывая о своем видении трагедии, вспоминала, как один из юристов во время разговора с ней произнес фразу «в прошлом году сбили самолет» и сразу осекся. На самом деле, эта фраза ничего не объясняет. Тот же юрист мог, например, просто быть одним из тех, кто слышал версию о том, что якобы самолеты были сбиты ракетами – случайно или даже намеренно. Или из-за того, что в районе проводились учения ПВО, или по причине того, что они пролетали над неким секретным объектом. Этой версии не чужд и тогдашний главный тренер команды Олег Базилевич – известнейший футбольный специалист.

Без связи с реальностью

У версии ракетного удара по самолетам есть большое число противников. Можно предположить, что их всяко больше, чем тех, кто придерживается этой версии. Каковы их аргументы? Ну, во-первых, что касается якобы случайного поражения самолетов ракетой во время каких-то учений ПВО, то отмечается, что на обломках самолетов нет характерных для таких случаев признаков повреждений. Кроме того, непонятно, как и почему были сбиты два самолета одновременно, при том, что один из них практически полностью разорвало в воздухе на части, а у второго оказался поврежден только киль. Ну и самое главное, в том году на территории УССР вообще не проводилось никаких крупных военных учений. Что касается второй «ракетной» версии, что якобы самолеты могли быть сбиты, потому что пролетали над секретными объектами, то непонятно, зачем сбивать самолеты, которые летят достаточно высоко за плотным слоем облаков. И, кроме того, в то же время в том же районе находились еще как минимум три самолета. Причем один из них – Ан-2 – летел низко. И ни один из этих трех самолетов не пострадал. 

Все из-за Брежнева

Была еще одна конспирологическая версия: якобы в это самое время на юг летел самолет с Леонидом Брежневым на борту. Вот, дескать, для так называемого «литерного рейса» и расчищали небо, переведя оба самолета в один эшелон. Но и эта версия не имеет под собой оснований, поскольку к тому времени Брежнев находился в Крыму уже несколько дней. Правда, в день катастрофы какой-то «литерный» в том районе действительно летел. Но летел он за полтора часа до происшествия и не мог быть помехой двум Ту-134А.

Если без конспирологии 

Если без конспирологии, то все выглядит гораздо проще. И оттого еще более трагично. То есть никто не имел никакого злого умысла, не было никаких криворуких военнослужащих, которые сбили аж два самолета во время учений по причине этой самой криворукости. Нет, люди стали жертвами трагической случайности. Но то, что для них и их родных и близких стало трагической случайностью, в случае с другими людьми называется «человеческий фактор». Давайте коротко вспомним результаты проведенного по факту катастрофы расследования

Краткая фабула трагедии

Итак, одиннадцатого августа 1979 года на высоте 8400 метров возле Днепродзержинска столкнулись два самолета Ту-134А. Оба принадлежали, что естественно, поскольку рейсы внутренние, компании «Аэрофлот». Один из них, рейс 7628, летел по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев, второй, рейс 7880, по маршруту Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск. Как уже говорилось выше, в результате столкновения погибли в общей сложности сто семьдесят восемь человек. В том числе семнадцать членов футбольного клуба «Пахтакор».

Проблемный центр управления

О халатности, непосредственно приведшей (по версии следствия) к трагедии, вспомним чуть ниже. А сейчас несколько слов о Харьковском районном центре управления воздушным движением. Дело в том, что в его зоне ответственности была очень высокая интенсивность полетов. Порой диспетчеры работали на пределе возможностей, на разрыв, сопровождая до десяти рейсов. И это не было тайной за семью печатями. Еще в самом начале семидесятых годов эту проблему озвучивали и говорили, что ее надо решать. Однако ко времени катастрофы ничего не изменилось. И диспетчерам центра приходилось очень несладко. 

Странности от начальника смены

Итак, одиннадцатого августа на дежурство заступила новая смена диспетчеров. И сразу же последовало не вполне понятное действие со стороны начальника смены Сергея Сергеева. Самым тяжелым сектором центра считался юго-западный. Именно на него он и поставил… двадцатилетнего диспетчера с малым опытом – Николая Жуковского. Как писали потом – фактически на участок поставили стажера. Дальше – больше. Вместо того чтобы самому контролировать его работу, Сергеев возложил эту функцию на диспетчера первого класса Владимира Сумского. Но Сумской отвечал за проводку тех самых «литерных» рейсов, о которых упоминалось выше. А мы с вами помним, что именно в тот день такой «литерный» проходил через этот сектор. Правда, он пролетел за час до катастрофы. 

Убийственные ошибки «стажера»

Неизвестно, почему малоопытный диспетчер Жуковский совершил столько ошибок, каждая из которых, накладываясь одна на другую, вела к трагедии. Возможно, в силу утомления и снижения остроты внимания. В открытом доступе есть подробные описания того, как начиная с 13 часов 17 минут 15 секунд действовал «стажер». Мы лишь покажем эту цепь ошибок. Сначала он неверно указал время прохождения контрольных точек «молдавского», летевшего из Челябинска, борта – с опережением графика на две-три минуты. Кроме того, он трижды отклонял просьбы о переходе борта с эшелона 8400 метров на 9600 метров. И затем он сделал это еще раз. Без достаточных к тому оснований. Зато на ту же высоту Жуковский перевел борт, летевший из Ташкента (белорусский). Тот самый, с футболистами на борту. Кроме прочего, «стажер» не пресек «базар» при радиообмене, позволяя экипажам вступать с собой в дискуссии. Что тоже сыграло впоследствии свою роль.

Неудачная попытка Сумского

Короче говоря, в результате ошибок Жуковского два Ту-134А летели на встречу друг с другом, с каждой секундой приближаясь к катастрофе. Но в какой-то момент это обнаружил приставленный к Жуковскому Владимир Сумской. Тот самый, опытный авиадиспетчер. Выправить ситуацию было еще не поздно. И Сумской все сделал правильно. Он решил перевести один из находившихся в районе самолетов на высоту 9600 метров, а на освободившуюся высоту 9000 метров поднять белорусский борт, стремительно сближавшийся с молдавским. Однако и он совершил ошибку. Услышав ответ «понял… 8400», но не услышав позывных борта, Сумской не перепроверил, поняли ли «белорусы» его команду, и подумал, что дело сделано. Через несколько минут оба самолета исчезли с радаров. 

После всего 

А после всего был суд. Николая Жуковского и Владимира Сумского приговорили к пятнадцати годам заключения каждого. Достоверных сведений о привлечении к ответственности начальника смены Сергея Сергеева, по непонятным причинам поставившего малоопытного диспетчера на сложный участок работы, нет. По крайней мере, не сообщалось о том, что его приговорили к какому-либо сроку заключения. Были сведения о том, что Сумского за хорошее поведение освободили через шесть с половиной лет, а Жуковский покончил счеты с жизнью. 

Автор: Марк Ворон

Источник:fb.ru

Категория: Катастрофы и Катаклизмы | Добавил: Hoya (23.08.2018)
Просмотров: 22 | Теги: Пахтакор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar